В школьной лингвистике есть раздел «Фонетика». В Интернете появились активные противники и сторонники изучения этого раздела. Люди вполне терпимо и благожелательно относятся к транскрипции, при освоении иностранного языка. Однако когда дело доходит до русского языка, раздаются голоса возмущения.
Так зачем же «изнурять» детей фонетикой с первого класса? А то, что русский язык преподают как науку в школе. Именно первоклассники занимаются языкознанием.
Если бы в школе преподавали только говорение и устное искусство, это не было бы проблемой, многие из вышеперечисленных разделов можно было бы опустить. И с самого начала быть без фонетики.
Так в школе учат русскому, а не только разговорному. Поэтому начинают с изучения звуков. Кроме того, это начинается уже в первом классе — в сентябре. Первоклассники ещё не нашли букв на страницах азбуки, но уже разбирают слова по фонемам.
Почему же так рано им это внедряют? Потому что фонетика в первую очередь связана с письмом.
Делать фонетической разбор слов начинают в третьем классе. А в классах постарше задания по этому разделу русского языка усложняются, поэтому так важно вовремя понять и закрепить тему. Следовательно, полученные знания понадобятся и при сдаче экзаменов.
Выполнять разбор слова на слух — довольно сложно. Поэтому его делают письменно, используя транскрипцию.
Фонетический разбор предложения онлайн:
- Обеспечивает более глубокое понимание природы правописания.
- Подробно объясняет правила проверки звуков (в том числе труднопроизносимых).
- Помогает ребёнку рано распознать, что много слов пишутся и произносятся по-разному (вспомним безударную гласную «о» в корне).
Фонетический разбор (включая транскрипцию) даёт возможность отличить звук от буквы. Буква Я, например, означает два звука [й] и [а]. То же самое с буквами Е, Ё, Ю. Они называются йотированные. В транскрипции не используются знаки препинания, но обязательно ставится ударение.
Мягкий знак не означает звука – только смягчает другие, либо разделяет их. А твёрдый знак – как известно, разделительный.
Правильное слушание означает правильное письмо. Люди с фонематической «тугоухостью» произносят слова правильно, но пишут с грамматическими ошибками.
Фонетика является частью русского языка, поэтому она необходима для овладения им в совершенстве. Однако произношение может искажать верное написание слов, поэтому и важно владеть всеми тонкостями языковых норм.
Если ребёнок не может разложить слово на звуки, стоит отвести его к логопеду, даже если ясно говорит. Здесь речь о слухе. Увы, количество детей, нуждающихся в помощи логопеда, растёт. При удачном устранении проблем с фонематической глухотой не возникает серьёзных сложностей с фонетическим анализом слов и правописанием.