- Обязательно ли мне проходить техосмотр на Газель в 2023 году?
- Но техосмотр же отменили!
- Прохождение техосмотра в зависимости от модификации Газели
- Пассажирская
- Газель-Next
- Газель-Фермер
- Бортовая
- Газель-рефрижератор
- Новые правила прохождения техосмотра в 2023 году
- Изменения в техническом осмотре в 2023 году
- Отвязка диагностической карты от покупки ОСАГО
- Регресс за отсутствие техосмотра Газели
- Новый штраф ГИБДД за не пройденный техосмотр
Технический осмотр транспортных средств вызывал и продолжает вызывать вопросы у российских автолюбителей. Однако новости о его отмене внесли ещё бо́льшую неразбериху. Особенно среди водителей Газелей. Многие из них часто путаются в законах о техосмотре. Ситуация осложняется тем, что сейчас есть уйма модификаций ГАЗелей – пассажирские, бортовые, фермеры, рефрижераторы и прочие. Различаются и категории, отмеченные в СТС и водительских правах. Отсюда непонимание, проходить техосмотр на Газель или нет? А если нет – в каких законах об этом сказано? Давайте расставим все точки над «i» и выясним, в каких случаях владельцам фургонов нужно заезжать на пункты ТО, а в каких нет, будет ли регресс за отсутствие диагностической карты, а также какова ситуация со штрафами ГИБДД.
Обязательно ли мне проходить техосмотр на Газель в 2023 году?
Это зависит от типа транспортного средства. Но давайте по порядку!
Техосмотр – это упорядоченная процедура, которая регламентируется несколькими законами. Главным из них считается ФЗ № 170 О техническом осмотре ТС. Время от времени в него вносятся изменения. Последним таким изменением стал Федеральный закон №494 от 30 декабря 2021 года. Благодаря ему были внесены официальные изменения в статью 15 ФЗ О техосмотре, которая устанавливает обязанность проходить техосмотр для водителей разных транспортных средств, включая ГАЗели.
В частности, появился новый пункт 7 – и звучит он так:
7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру…
Что мы имеем? Начиная с 30 декабря, граждан-владельцев легковых машин и мотоциклов освободили от прохождения техосмотра, при условии, что они используют транспортные средства сугубо в личных целях. Например, перевозки стройматериалов для строительства своего дома. То есть таким владельцам сейчас вообще не нужно заезжать на станцию ТО в обязательном порядке (лишь по желанию).
Но распространяется ли льгота на владельцев Газелей в 2023 году? Чтобы это узнать, нам нужно разобраться, относится такой автотранспорт к легковому или нет.
Итак, согласно п. 1 ст. 25 ФЗ О Безопасности дорожного движения, «легковой» категорией прав в России считается B – её выдают на транспортные средства, чья масса не превышает 3,5 тонн, а число пассажирских мест не более 8 (не считая водительского сиденья). Большинство Газелей вполне вписываются в указанные критерии массы и пассажировместимости. Да и в Свидетельстве о регистрации ТС на данный вид транспорта обычно указывают категорию B.
Многие водители рассуждают так – мол, раз в СТС написано B, значит у меня автоматически легковой автомобиль. Но категория водительских прав и техническая категория транспортного средства – это не одно и то же! Поэтому придётся выяснять ещё и тип ТС.
А для этого нам потребуется заглянуть в «розовое свидетельство» Газели, где этот тип указывают. Причём есть всего 3 типа транспортного средства в СТС, которые позволяют не проходить ТО – «», «», либо «». Это самый простой, но не совсем корректный вариант (потому что в том же СТС может быть указано, к примеру, «специализированный» – и непонятно, легковой это тип ТС или грузовой).
Лучше всего выяснять тип ТС на основе официальных нормативно-правовых актов. Таковым в нашем случае будет Техрегламент Таможенного Союза № 877, где есть Приложение №1 с подробной классификацией по легковым и грузовым категориям.
И здесь мы увидим следующее:
Пункт 2.1 Категория M1 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобили.
Пункт 3. Категория N1 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Таким образом, категория М1 включает в себя легковые автомобили, в то время как категория N1 считается «грузовой».
Отсюда получаем:
- если в СТС Газели указана категория B или B/M1, а напротив графы Тип ТС стоит «Легковой», и при этом машина не используется в коммерческих и служебных целях – техосмотр проходить не нужно,
- если в СоРТС отмечено «грузовой» и B/N1, значит автомобиль считается не легковым, а грузовым – и здесь техосмотр для вас уже обязателен.
Обратите внимание еще на две ситуации 2023 года, когда у вас должна быть диагностическая карта о пройденном ТО. Это два регистрационных действия: постановка на учёт/перерегистрация Газели в МРЭО и регистрация внесённых изменений в конструкцию автотранспорта (пп. 7 п. 1 ст. 15 ФЗ О Госрегистрации ТС). И если у вас не окажется актуальной диагностической карты, то в этих действиях ГИБДД попросту откажет.
Но техосмотр же отменили!
Нет.
Если вы встретите новости об отмене техосмотра в России – то это эта информация не соответствует действительности. Технический осмотр автомобилей никуда не исчез. Речь идёт лишь о внесении изменений в отдельные положения ФЗ № 170 О техосмотре. Об этом мы же сказали выше.
Напомним еще раз. 30 декабря 2021 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 494 о внесении изменений в ст. 15 ФЗ О техосмотре. Именно благодаря этим поправкам обладателей легковушек и мотоциклов освободили от обязанности делать технический осмотр. Однако для владельцев коммерческого автотранспорта обязанность заезжать на ТО и получать диагностическую карту никуда не делась.
Прохождение техосмотра в зависимости от модификации Газели
В России насчитываются десятки таких модификацией. Выпускаемые на данный момент на территории РФ можно посмотреть в разделе «Модельный ряд» на официальном сайте компании ГАЗ. Рассмотрим, как обстоят дела с техосмотром сегодня для наиболее популярных видов Газелей.
Пассажирская
Маршрутные модели различаются по габаритам, вместимости и категории прав. Во всех случаях, если пассажирские ГАЗели используются в коммерческих целях, то для них требуется проходить техосмотр.
Например, пассажирские с числом мест свыше 8 относятся к категории М2, а для управления ими требуется «автобусная» категория D. Соответственно, легковым автотранспортом такие ГАЗели по закону быть не могут. На них отмена техосмотра не распространяется.
С другой стороны, если такая Газель имеет до 8 пассажирских мест, принадлежит физическому лицу и не используется им для коммерческих перевозок – то делать техосмотр не требуется.
Газель-Next
На официальном сайте ГАЗ представлены целых три группы Газелей NEXT:
- фургон,
- борт,
- автобус.
Пассажирские Газели (автобусы) имеют от 13 посадочных мест, поэтому для них техосмотр остаётся обязательным. Кроме того, вес таких маршруток превышает 3,5 тонны, что также не даёт возможности их владельцам обойтись без заезда на СТО.
Бортовые автомобили ГАЗ отвечают числу посадочных мест (до 8), но могут иметь разный вес. Здесь нужно смотреть в СТС автомобиля. Если там указано «», «» или «», то значит такие Газели соответствуют категории N1 или N2 – для них техосмотр остаётся обязательным.
Газель-Фермер
Обычно в СТС таких транспортных средств указывают «» или «» тип ТС. Для ГАЗелей-фермеров почти всегда требуется делать техосмотр.
Бортовая
То же самое касается малогабаритных Газелей с бортами. Если в СоРТС фигурируют фразы «» или «» – обязанность посещать пункты ТС сохраняется.
Но когда в СТС указано что-то типа «», это позволяет отнести фургончик к легковому автотранспорту. И если вы не используете Газель в коммерческих целях, и она не зарегистрирована на ИП или юрлице, то техосмотр проходить вам не нужно. Но это скорее исключение из правил…
Газель-рефрижератор
Такие фургоны выпускаются для перевозки продуктов питания, лекарственных препаратов, химических веществ и прочих грузов, которые требуют хранения при температуре от -18 до +10 градусов. Рефрижераторы используют в коммерческих целях, а в СоРТС грузовичков всегда указывается «грузовой» тип ТС.
Владельцу Газели-рефрижератора требуется проходить ежегодный техосмотр.
Новые правила прохождения техосмотра в 2023 году
Техосмотр подчиняется общим правилам, которые время от времени меняются. С 1 марта 2021 года процедура стала гораздо серьёзнее, а купить диагностическую карту, как раньше, практически невозможно.
Как проходит техосмотр Газели в 2023 году:
- Первым делом придётся найти аккредитованную станцию технического обслуживания (СТО). На фоне ужесточения требования к техосмотру сейчас наблюдается дефицит таких центров.
- Транспортное средство подлежит фотофиксации – до и после заезда на СТО. Госномер, цвет, марка и модель машины должны отчётливо быть на фотографиях. Кроме того, в кадре должен быть и сам эксперт-техник. При этом редактировать файлы с фотографиями строго запрещено. Также допускается отклонение координат местонахождения автомобиля всего на 40 метров от позиции пункта технического осмотра.
- Данные осмотра и результатов сразу заносятся в ЕАИСТО, а у техника должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись. Подделать данные техосмотра нельзя!
- Если в ходе диагностики у Газели найдут неисправность в соответствии с Основными положениями, при которой её нельзя эксплуатировать на российских дорогах, то владельцу дадут 20 дней на исправление (п. 2 ст. 18 ФЗ О техосмотре). После этого нужно снова пригнать машину на ту же СТО. Там у вас проверят как вы устранили указанную неисправность, и если всё в порядке – то техосмотр будет успешно пройден. Если не уложиться в 20-дневный срок на исправление, то придётся проходить ТО с нуля.
Между тем, с 1 сентября 2022 года в правила техосмотра для автомобилей вносятся очередные обновления согласно Постановлению Правительства РФ № 306. Речь идёт об изменении проверочной Таблицы требований к узлам и агрегатам транспортных средств. Сейчас насчитывается 82 проверки – с сентября их станет 55. К примеру, перестанут проверять наличие аптечки и знака аварийной остановки. За счёт этого процедура немного упростится, но может вырасти в цене.
Изменения в техническом осмотре в 2023 году
Нововведений в процедуру получения диагностической карты на СТО предостаточно – начиная от штрафов, и заканчивая тонкостями с ОСАГО. Давайте посмотрим, что уже изменилось и как это коснётся водителей ГАЗелей.
Отвязка диагностической карты от покупки ОСАГО
Еще недавно для приобретения страховки требовалось приложить к документам диагностическую карту о прохождении техосмотра. Если её не было – в продаже полиса ОСАГО отказывали.
Начиная с 22 августа 2022 года, владельцы машин получили возможность оформлять «автогражданку» без действующей диагностической карты. Это стало возможным после исключения из ст. 15 ФЗ Об ОСАГО пп. «е». п. 3, где, собственно, и значилась диагностическая карта как обязательный документ для приобретения ОСАГО.
Регресс за отсутствие техосмотра Газели
Регрессное требование существовало и раньше. Если на момент ДТП у виновника нет диагностической карты о пройденном техосмотре, то страховая имеет право взыскать с такого причинителя вреда сумму в размере выплаченных потерпевшим возмещений – основание для этого в пп. «и» п. 1 ст. 14 ФЗ-40 Об ОСАГО.
Но 12 апреля 2022 года вступил в силу ФЗ-81, внёсший изменений в ФЗ Об ОСАГО. Одним из изменений является возвращение регрессного требования по техосмотру к тому варианту, каким он был изначально до 1 марта 2021 года:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
То есть с 12 апреля из него исключили фразу:
либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;
Таким образом, в 2023 году регресс за отсутствие диагностической карты грозит только тем виновникам ДТП, которые управляли пассажирской или грузовой Газелью с числом 9 и более мест, либо транспортное средство предназначалось для перевозки опасных грузов, и им требовалось пройти техосмотр. На всех остальных регрессное требование не распространяется.
Новый штраф ГИБДД за не пройденный техосмотр
Он грозит тем, для кого техосмотр обязателен, но владелец его не прошёл.
Размер штрафа за езду без диагностической карты установлен в пп. 1.1 ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ и составляет 2 000 рублей. И такие постановления могут выписываться нарушителям каждые 24 часа. То есть на практике водитель Газели рискует получать штрафы ГИБДД раз в сутки.
С 1 марта 2022 года планировалось выявлять отсутствие ДК с помощью камер фото– и видеофиксации. Однако пока этого не произошло. Камеры еще не запрограммировали отличать грузовой транспорт от легкового, коммерческий от личного, а также вычислять точную дату выпуска ТС и сверяться с базами ЕАИСТО на предмет отсутствия диагностических карт. Вероятно, это произойдёт в будущем, а пока нарушения выявляют инспекторы ГИБДД.
Об авторе статьи Максим Привалов
Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.
Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.
Видео:
Источник: