Балльная система штрафов ГИБДД и конфискация автомобиля за 3 нарушения ПДД – правда ли и когда вступит в силу?

Премьер-министр Мишустин раскритиковал проект Минюста об увеличении штрафов за нарушения ПДД. Ведомство это не смутило и теперь оно продвигает идею «лишения прав за три штрафа». Ввиду этого в интернете активно обсуждают грядущие поправки. Российских водителей смущает механизм реализации данного проекта. Не все понимают, за какие нарушения планируют лишать прав и как накажут, если этих самых прав уже ранее лишили? Словом, в Сети гуляют слухи и непроверенная информация, очень трудно выудить действительно достоверные сведения о реформе. Давайте разбираться, чего ждать от нормы в КоАП, каким водителям стоит напрячься и так ли всё страшно на самом деле?

Что за норма лишения прав за 3 нарушения?

Идея «закручивания гаек» получила продолжение в виде нормы в рамках принятия новой версии Кодекса об административных правонарушениях. Минюст и ГИБДД хотят пополнить 12 Главу КоАП РФ новой статьей – 12.38 (для сравнения, сейчас в Кодексе глава завершается ст. 12.37). Эта норма и будет регулировать порядок лишения прав водителя за 3 систематических нарушения ПДД.

В чём суть нормы? Согласно проекту, вводится накопительная система штрафов ГИБДД. Если в течение одного календарного года водитель нахватает 3 и более грубых нарушения ПДД, то при следующей остановке инспектор ДПС составит протокол с санкцией в виде лишения прав сроком на 1,5 года. Дальнейшую судьбу любителя понарушать будет решать суд.

Налицо ужесточение наказаний. МВД и Минюст оправдывают это необходимостью срочно обуздать злостных нарушителей, которые своей ездой на дорогах подвергают опасности жизни и здоровье других людей. С этой целью хотят наказывать не только рублём, но и лишением прав. Что называется, в назидание лихачам.

Балльная система штрафов или нет?

Нет, но смысл накопительной системы фактически тот же.

Углубимся в историю. Балльная система лишения прав за нарушения на дорогах широко применялась по всему СССР. Федеральных электронных баз тогда не было. Зато были специальные талоны предупреждений (шли дополнением к правам). В них заносили любую оплошность водителя на дороге. А для удобства советские «гайцы» прокалывали дыры в талоне предупреждений. Заработал три дырки – прощайся с правами!

Читайте также  Имеют ли право судебные приставы списывать деньги с карты за штрафы ГИБДД сегодня?

Но балльную систему из СССР ликвидировали по причине коррупционной составляющей. И вот теперь появляется норма, чем-то похожая на советскую. Только вместо «дырок» штрафы будут фиксироваться в привычной базе ГИБДД. Заглянув в эту базу, автоинспектор узнает, сколько штрафов числится за остановленным водителем. И если этих самых штрафов 3 и более, да еще и все грубые – встанет вопрос об изъятии прав.

Балльная «реформа» уже предлагалась правительству в 2012 и в 2016 году, но так и осталась в проекте. Её сочли избыточной и оба раза отклоняли.

Правда ли, что норма уже вступила в силу?

Нет, официального вступления нормы в силу в 2023 году еще не произошло.

Разработка завязана на новой редакции КоАП РФ, которую долго и пока безуспешно пытаются утвердить в законодательных органах власти. Норма за лишение прав за 3 грубых нарушения ПДД как раз входит в обновленный Кодекс.

Давайте проследим хронологию принятия закона:

  • Новый КоАП должен был вступить в силу с 1 января 2021 года, но этого вновь не произошло. У экспертов возникло много вопросов. Поэтому Кодекс сейчас дорабатывают, после чего опять вынесут на общественное обсуждение в Совет Федерации. Прогноз – вторая половина или конец 2021 года.
  • Схожая инициатива по ужесточению наказаний для автонарушителей выдвигалась еще 30 мая 2016 года. Тогда в МВД подготовили Законопроект № 3639п-П9, который вынесли на рассмотрение в Госдуму. Он даже успел пройти 1 чтение. Но на этом продвижение закончилось: до 2 и 3 чтения законопроект так «не дожил», и накопительную систему штрафов ГИБДД никто не ввёл.
  • Между тем, для итогового принятия законопроект должен пройти несколько этапов. В их числе общественные обсуждения, 3 чтения, принятие проекта, подписание Президентом РФ и публикация на официальных ресурсах правовой информации (тут и тут).

Что известно на сегодня? 23 апреля 2021 года председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал, что депутаты активно обсуждают три наказания для злостных нарушителей ПДД. Одна из них – накопительная система штрафов. То есть проект находится на рассмотрении. Его могут принять, отправить на доработки или отклонить.

За какие нарушения хотят лишать водительских прав?

Особого внимания заслуживают нарушения, за которые, собственно, и планируют забирать права у водителей. Финального списка еще нет. Зато известно, что нарушения точно должны быть грубыми.

Что это за нарушения?

  • Если вы превысили скорость на 60 км/ч и более;
  • Нарушили ПДД в части проезда железнодорожных путей;
  • Проехали на красный сигнал светофора;
  • Выехали на встречку (в том числе повторно);
  • Неправильно развернулись или двигались задним ходом там, где это запрещено;
  • Повернули налево или развернулись в нарушение дорожных знаков;
  • Не пропустили пешехода на «зебре».
Читайте также  Нештрафуемое превышение на 20 км/ч отменят и снизят до 10 км/ч – вся правда о новом законе

Но привлекать будут не за каждое такое нарушение, а за их совокупность. Срок действия административного наказания по новой норме – 1 календарный год. Проще разобрать логику на примерах.

Пример:

Как видно, нарушения могут комбинироваться. То есть необязательно попадаться за одно и то же нарушение из списка выше (например – только за проезды на красный свет). При этом, если в течение года вам выпишут штраф за езду без ОСАГО, то он в накопительной системе «не участвует». Речь идёт только о грубых нарушениях ПДД.

Примечание: Если в КоАП РФ появится статья 12.38 КоАП РФ, то она не будет учитывать прошлые штрафы. Отсчёт начинается только с момента действия новой нормы. Учитывать старые штрафы нельзя в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП. Об этом тоже нужно помнить.

Если зафиксировала камера?

Большинство нарушений ПДД попадают в объективы комплексов фотовидеофиксации. В данном случае «накопительная» система применяться не будет. Вышеназванные 3 нарушения учитываются только при их выявлении сотрудниками ГИБДД на дороге. То есть, если вы нарушили и это увидел госавтоинспектор. А с камеры приходят «письма счастья» со штрафами.

А если меня ранее уже лишили прав?

Интересная ситуация, когда водитель в течение года трижды грубо нарушил ПДД, но на момент привлечения его к лишению «по совокупности» уже был подвергнут наказанию в виде лишения прав. На этот счёт в новой норме КоАП есть логичное разъяснение – в данной ситуации лихача ждёт денежный штраф от 10 000 до 30 000 рублей.

Могут ли сотрудники ГИБДД конфисковать мой автомобиль за 3 нарушения?

Пока нет, но идея уже обсуждается.

17 марта 2021 года в Госдуме зарегистрирован законопроект № 1130809-7 о внесении поправки в Уголовный кодекс РФ. Пока он находится на стадии рассмотрения. Инициатором проекта является Госсобрание Башкортостана.

Что предлагается в рамках законопроекта? В первую очередь конфискацию автомобиля, водитель которого устроил ДТП в нетрезвом состоянии. Или повторно сел за руль транспортного средства. Предлагается внести изменения в ст. 104.1 УК РФ.

Однако говорить о скором принятии поправок слишком рано. У законопроекта есть недоработки. На них уже обратили внимание. В частности, в своем отзыве Кабмин указал на то, что собственник мог передать автомобиль виновнику ДТП, не подозревая, что произойдет происшествие. И получается, что инициаторы предлагают конфисковывать машину у того, кто не совершал преступления. Это явно противоречит Конституции РФ. Из-за этого, в том числе, Верховный Суд РФ тоже не поддержал законопроект.

Читайте также  Правда ли, что в России появятся Новые ПДД?

Какие перспективы ожидают новый проект?

Уже сейчас находятся сторонники и противники реформы в области наказаний за систематическое нарушение ПДД. Если бы противоречий не было, нормы бы приняли еще в 2016 году, но этого не произошло.

Рассмотрим некоторые перспективы:

  1. Очевидно, что грубые нарушения ПДД недопустимы, и их нужно пресекать.
  2. Но, с другой стороны, если постоянно перекрывать кислород автолюбителям, толку не будет. По крайней мере суровые меры должны идти бок о бок с разумными идеями по недопущению серьезных нарушений ПДД.
  3. Эффект от нововведения может себя не оправдать. Вспомните, когда вас последний раз останавливали сотрудники ДПС? Чаще всего штрафы приходят с камер автофиксации в виде «писем счастья». И получается, что не все нарушители окажутся в равных условиях. Кого-то из лихачей остановят на дороге и выпишут протокол о лишении прав, в то время как другой за то же третье нарушение отделается «письмом счастья». Уже сейчас автоэксперты высказывают недовольства этим моментом.
  4. Также не совсем понятно, зачем вводить еще одно наказание в виде лишения прав за 3 нарушения, если, к примеру – за выезд на встречку и так могут изъять удостоверение водителя?
  5. Нельзя не сказать и о вопросе коррупции. Если лихач «нахватал» 2 грубых нарушения, он попытается не допустить третьего. Но не с помощью аккуратной езды, а банальной взяткой инспектору ГИБДД, чтобы тот закрыл глаза на третье нарушение.

Пока нормы в рамках принятия нового КоАП находятся на обсуждении у депутатов. Конечная цель инициативы – снизить число случаев агрессивного вождения и количество ДТП в России. Весь вопрос, как это будет реализовано на практике.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

city-omsk